Sunday, June 1, 2014

8 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы

В настоящее время Республика Корея, входящая в первую тройку стран с самой высокой плотностью населения в мире, оче­видно, не будет повторять политику ФРГ, которую та проводила в отношении советских немцев. Немного желающих найдется при нынешнем политическом устройстве КНДР поселиться на ее тер­ритории, несмотря на то, что плотность населения на севере полу­острова в три раза ниже, чем на юге.
Руководители Всесоюзной ассоциации советских корейцев (BACK) в центральной и местной печати изложили свою позицию в газете КПСС "Правда" от 13 ноября 1990 года и приморской краевой газете "Красное Знамя" от 16 февраля 1991 года, а вице-президент BACK по Дальневосточному региону 20 февраля 1991 года доложил на совещании в Приморском краевом Совете народ­ных депутатов программу "по добровольному и организованному переселению советских корейцев из Средней Азии и Казахстана в Приморский край на постоянное место жительства и принятию участия в социально-экономическом развитии края", где предлага­лись конкретные сроки создания корейской автономной области в составе Приморского края в два этапа к 2000 году, назывались конкретные районы заселения и говорилось о привлечении для этих целей капиталов фирм Республики Корея, а также корейцев, проживающих в Японии, США и других странах. 27 и 29 июня 1991 года краевая газета "Утро России" опубликовала статьи Т. Кима с конкретизацией численности переселяемых корейцев (500 тысяч человек); назывались районы Приморского края: Хасаи-ский, Уссурийский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский, Ольгинский и Тернейский, где на "пустующих и малозаселенных" землях центральным и местным властям предлагалось "без про­медления решить вопрос... образования корейского администра­тивно-территориального района".
Так писал бывший лоцман порта Посьет Т. Ким, живой свиде­тель насильственного переселения. Представитель нового поколе­ния корейцев СНГ О. Ли на конференции во Владивостоке, про­шедшей 11 сентября 1997 года и посвященной 60-летию депорта­ции  российских  корейцев,  сделал  акцент  на  национально­
231
культурной автономии и призвал думать о настоящем "во имя процветания великой России".
Для принятия взвешенного, учитывающего интересы всех сто­рон, решения следует тщательно разобраться в истории вопроса, в юридических аспектах, а также изучить и глубоко проанализиро­вать общественное мнение жителей Приморья и корейцев, прожи­вающих в Центральной Азии.
Корейцы СНГ осознают, что местные власти в настоящее вре­мя не способствуют, в большинстве случаев, улучшению жизни широких слоев населения, и хорошо понимают, сколько трудно­стей придется им встретить при возвращении на места прежнего проживания, прежде чем удастся реализовать их природное трудо­любие, предприимчивость, смекалку.
Естественно, что в этой ситуации репрессированные в про­шлом народы и, в частности, насильственно переселенные корейцы хотели бы избавите себя в максимальной степени от бюрократиче­ских препон, прямого и скрытого Противодействия властей и недо­вольства местных жителей, которые порой видят в возвращаю­щихся ранее выселенных народах конкурентов. Можно понять стремление корейцев для избежания этих вероятных негативных проявлений создать не только национальные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения образования и культуры, но и свои органы власти, т.е. получить статус террито­риального автономного образования.
Все эти стремления, чаяния и планы нужно понять, но надо помнить также, что выселение народов в тс годы, при всей неспра­ведливости этого, позволял себе не только СССР. Наши союзники по второй мировой войне — американцы после нападения Японии на Перл-Харбор ввели понятие "враждебные иностранцы", час­тично ограничили в правах корейцев, проживающих на Гавайях, насильно выселили всех японцев из 200-мильной зоны тихоокеан­ского побережья США и поместили их в концентрационные лагеря ("центры переселения") в глубине североамериканского континен­та. Причем сделано это было по настоянию генералитета США, несмотря на заключение ФБР и Военно-морской разведки о том, что переселенцы из Японии не создают опасности национальным
232
интересам США. Приведенные данные не оправдывают руководи­телей СССР и США, но характеризуют тот период истории.
Удивительно ли, что, руководствуясь тезисом И.В. Сталина об обострении классовой борьбц, опираясь на необходимость подго­товки театра военных действий, опасаясь потенциального исполь­зования японцами лиц желтой расы для подрывной деятельности против СССР, руководство страны тех лет решило вместо профи­лактических мер и кропотливой оперативной работы среди насе­ления Дальнего Востока поступить проще — накануне хасанских и халхи1 июльских событий и за восемь лет до начала боевых дейст­вий против Квантунской армии выселить около двухсот тысяч ко­рейцев в центральные районы СССР?
Несомненно, переселенцы, встретив огромные трудности на новом месте, — непривычный климат, проблемы с жильем и мно­гое другое, проявили завидные способности к адаптации, достиг­нув серьезных успехов в хозяйственной деятельности, в репродук­тивном поведении, в воспитании нового поколения, но начали те­рять черты национальной культуры, навыки родного языка. По данным переписи 1989 года, корейский язык считали родным ме­нее половины советских корейцев.
Следует отметить, что темпы роста численности корейцев на своих исконных землях за последние сто лет превосходят мировые почти в два раза. С 1883 по 1983 год население мира увеличилось в 2,8, а население Корейского полуострова — в 5,3 раза. По прогно­зам ООН численность населения к 2025 году превысит уровень 1985 года в Японии на 10, в США на 30, в Китае на 39 и в Респуб­лике Корея и КНДР, вместе взятых, на 65 %, то есть на Корейском полуострове ожидается население 100 миллионов человек.
Расселение корейцев по СССР в 1987 году но данным Госкомстата:
человек процентов Узбекистан        163 000   39 РСФСР 98000  24
Казахстан        92 000   22
233
Киргизстан        14 000  3,5 Таджикистан        11 ООО  2,5 Другие республики СССР   37 ООО  9 ИТОГО 415 000   100
В Приморском крае по данным последней переписи населения насчитывалось 8500 советских корейцев, около тысячи из них со­стояли членами не менее пяти этнических центров и ассоциаций, самая крупная из которых — "Сучан" в Партизанске — насчиты­вала более 400 человек. К середине 1997 года корейская диаспора Приморья, по словам ответственного чиновника краевой админи­страции, возросла до 26 000, и до 7000 человек выразили желание возвратиться в ближайшие годы.
Формальный анализ наших исследований 1991 года1 позволял ожидать возвращения в Приморье из Средней Азии и Казахстана 25-30 тысяч корейцев в 1992 году, до 55 тысяч в 1993-1995 годах и 30-35 тысяч в 1996-2000 годах при условии создания в крас терри­ториальной автономии. Однако фактически ситуация менялась под воздействием ряда факторов:
роста исламского фундаментализма в Центральной Азии ("Русские в Рязань! Татары в Казань! Корейцы и дунгане, будете рабами!")2;
реанимации национализма и шовинизма в Российской Феде­рации и, в том числе, в Приморье (представители "Памяти" мило­стиво пообещали "не травить инородцев..." и "не устраивать еврей­ские погромы на священной земле Хасана. Но при условии, что всякие там тюрки или семиты не станут оставаться у власти над многострадальным русским народом")3;
отказа лидеров корейских общественных организаций СНГ от декларирования территориальной автономии с переносом центра тяжести на возрождение национальной культуры. Эти и ряд других факторов несколько снизили точность прогнозов, но, в целом, тен­денции процесса естественной миграции сохраняются.
Еще в 1989 году Верховный Совет СССР, преследуя цели гу- "; манности и справедливости, принял декларацию, в которой зая­вил, что "осуждает практику насильственного переселения целых
234
пародов... и попрание прав человека и норм гуманности на госу­дарственном уровне больше никогда не повторится в нашей стра­не". В начале 1991 года Верховным Советом РСФСР принят Закон "О реабилитации репрессированных народов", статья 6 которого гласит о праве на возвращение родины, а статья 4 запрещает вся­кую агитацию, препятствующую выполнению этого закона, В 1993 и в 1996 годах высшими органами государства принимались реше­ния о реабилитации народов и по проблемам национально-культурных автономий.
Конкретные действия, которые должны следовать за деклара­циями, ие могут не учитывать результатов изучения общественно­го мнения.
Оценка насильственного переселении целых народов (данные в процентах от числа опрошенных, там, где сумма альтернатив менее 100 процентов, часть респондентов затруднились с ответом, дали свой инициативный ответ или от ответа уклонились)
корейцы приморцы приморцы 1991   1991  1997
Это был произвол и беззаконие 80  65  49 В этом проявилась мудрость руководства тех лет     5   10    19
Отношение к протестам местных жителей против возвращения ранее насильственно выселенных народов, %
корейцы приморцы приморцы 1991  1991  1997 Протесты местных жителей осуждают безоговорочно   22   12   8 Осуждают, но беспокойство местных жителей понимают  55   54  40 Не осуждают       16   24  28
235
Можно ли отнести к исконно корейским землям места прожи­вания корейцев в Приморском крае до 1937 года, %
корейцы приморцы приморцы 1991   1991  1997
Можно       29   9   5 Нельзя        44  67   56 Затрудняются ответить   25   22   37
Анализ распределений ответов только по приведенным выше вопросам показывает заметный рост среди населения некомпе­тентности, националистических тенденций и ностальгии по! "твердой руке".
Один из респондентов-славян в опросе 1997 года считает, что! "целесообразно не заостряться на этой проблеме", а сделать под­робный анализ всех инициативных ответов и вербальных заявле-] ний респондентов в отдельном исследовании этнопсихологии со­циума.
Общественное мнение трудоспособного населения Южного? Приморья в целом благоприятно по отношению к возвращению,; культурной автономии и участию корейцев СНГ в интенсивном.] развитии Приморского края, но без нарушения сложившейся за последние 60 лет системы расселения жителей Дальнего Востока.
Общественное мнение корейцев Центральной Азии свидетель­ствует о их высокой готовности к рыночной экономике и о жела­нии возвратиться на Дальний Восток, в Приморский край, до 100-1 120 тысяч человек к 2000 году при условии образования террито-1 риальной автономии. Заметные изменения в этот процесс могут! внести рост межнациональной напряженности и исламского фун-j дамеитализма в Центральной Азии, рост националистических тен-1 денций в Приморье и, главным образом, принятие конкретных] программ экономического и социального развития Дальнего Вос­тока. Корейцы — граждане России способны внести весомый! вклад не только в интенсификацию сельского хозяйства и сферу] обслуживания, они готовы участвовать в глубокой переработке!
236
сырья и в развитии передовых технологий наукоемких произ­водств.
» По материалам изучения общественного мнения трудоспособного ко­рейского населения Казахстана, Киргизстана и Узбекистана в октябре-ноябре 1991 года (п=394). НИЦ "Ориент", ДВГУ.
Приводя гея данные опросов респондентов Южного Приморья в марте-апреле 1991 года (п=1610). НИЦ 'Юриент", ДВГУ.
Используются результаты исследований июля-августа 1997 года в Юж­ном Приморье. Хабаровске и Благовещенске (п=611). ЛИОМ Института истории ДВО РАН.
2 Из дневника включенного наблюдения в поезде Новосибирск-Ташкент. Фразу эту произнесла пассажирка-славянка в октябре 1991 года, приписав авторство узбекам-националистам. В сентябре 1994 года то же повторил корссц-нспспонср в поселке Бахбахты (Казахстан).
3 // Прпморсц. 12 марта. 1991.
Е.И. Тапцуренко,
зав. архивохранилищем документов общественно-политических партий и движений государственного архива Приморского крал
ДЕПОРТАЦИЯ КОРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРЬЯ В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ (1937—1940 гг.)
Тема депортации корейского населения с Дальнего Востока долгое время была закрытой, у исследователей не было доступа к архивным источникам. В июне 1991 года постановлением Кабине­та Министров СССР отменены (со снятием грифа секретности) по­становления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от сентября — ок­тября 1937 года о выселении корейцев с территории Дальнево­сточного края, и наконец-то историки и публицисты получили возможность исследовать ее.
237
Впервые набор документов о депортации был опубликован в "Белой книге о депортации корейского населения России в 30-х — 40-х годах" в 1992 году, затем в журнале "Отечественная "'история" № 6, 1992 год. В 1992 — 1993 годах в архивах России активизиро­валась работа по рассекречиванию^ документов, в том числе быв­ших партийных архивов. Вышли в свет первые серьезные исследо­вания. Среди них обращает на себя внимание монография Б.Д. Пака "Корейцы в Советской России (1917 — конец 30-х годов)", Москва—Иркутск, 1995, последняя глава которой, написанная профессором Дипломатической академии МИД России В.Ф. Ли, посвящена депортации. При подготовке данной публикации ис­пользовались главным образом документы федеральных архивов: Государственного архива Российской Федерации, Российского центра хранения и изучения документации новейшей истории (бывший Центральный партийный архив), Российского государст­венного исторического архива Дальнего Востока, Центрального государственного архива Казахстана. Но проблема остается мало­изученной и требует серьезной работы как с документами назван­ных архивов, так и с архивными источниками местного уровня.
В Приморье проживала больитая часть корейского населения Дальнего Востока: по данным 1932 года, примерно 160 тысяч (в 1935 году в ДВК насчитывалось 204 тысячи корейцев). Понятно, что госархив Приморского края располагает некоторыми доку­ментами по истории депортации. Цель данной работы — обратить на них внимание исследователей, тем более что самые значитель­ные и интересные рассекречены только в 1993—1995 годах и прак­тически не изучены российскими историками.
Корейский вопрос занимал умы правителей России еще с доре­волюционного периода. Начиная с 1991 года, когда он вновь встал на повестку дня, архив получил серию запросов из Комитета по делам национальностей Верховного Совета Российской Федера­ции, Дипломатической академии МИД России, местной админист­рации. Архивисты провели огромную работу по выявлению доку­ментов по истории миграции и расселения корейского населения Приморья. Результаты этой работы воплощены в тематическом перечне документов, хронологические рамки которого — 1915—
238
1940 гг. Документы, информация о которых включена в него, со­держат сведения по землеустройству корейского населения в 20-х годах XX века, о первых попытках его расселения за пределы Приморья, численности, о приеме в советское гражданство, о по­пытках создания национальных территориальных единиц и самое главное — о депортации 1937 года, ее результатах. Мы посчитали, что все эти проблемы тесно связаны, и только тот, кто понимает это, сможет глубоко разобраться, почему же корейский вопрос «решился» так трагично.
Документы по истории депортации хранятся в фондах При­морского обкома ВКП(б), Уссурийского обкома ВКП(б), Примор­ского и Уссурийского областных финансовых отделов, райиспол­комов, некоторых райкомов ВКП(б), районных и земельных отде­лов. Имеется упас и фонд «Коллекция документов по переселению корейского населения из Приморья в 1937 году». По видовому со­ставу это постановления, письма, телеграммы органов власти, справки, заявки на вагоны, списки переселяемых, населенных пунктов, экономические показатели корейских колхозов, протоко­лы заседаний областных и районных троек по переселению и их отчеты, спецсообщеиия органов НКВД о настроениях среди высе­ляемых, описи и акты оценки имущества корейцев, акты приема посевов и имущества, его списания и уценки, ведомости на выдачу пособия при переселении, акты комиссий по ревизии финансовых расходов районных троек по переселению, жалобы переселенцев.
Весь комплекс хранящихся документов по тематике можно ус­ловно разделить на две группы: 1) по вопросам организации пере­селения; 2) о финансовых расходах на переселение и расчеты по обязательствам, выданным переселяемым.
К сожалению, немного сохранилось документов со сведениями о ходе депортации, условиях перемещения людей, их медицинском, бытовом обслуживании.
Начало первой очереди выселения было положено, как извест­но, постановлением № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1937 года. В адрес партийного и советского руководства Приморской и Уссурийской областей 29 августа 1937 года ушли письма за подписью секретаря Далькрай­
239
кома ВКП(б), председателя Далькрайисполкома и начальника Краевого управления НКВД, в которых предлагалось приступить к переселению корейцев из трех районов Приморской области: Посьетского, Барабашского, Надеждинского и Молотовского, Гродековского, Ханкайского, Спасского, Черниговского, Суйфун-ского (в т.ч. г. Ворошилова), Хорольского районов Уссурийской области. Здесь же сообщалось о создании районных «троек» по пе­реселению. Основные пункты этих писем полностью повторяли положения постановления № 1428-326сс: корейцам разрешалось брать с собой имущество, инвентарь; предложено не чинить прс^ пятствия корейцам, желающим выехать за границу1. В дальнейших посланиях оговаривался порядок возмещения стоимости остав­ляемого ими имущества и посевов. Оцененное имущество и весь скот, принятый организацией «Заготскот», должны быть возмеще­ны в натуре на месте вселения. Предусматривался разный порядок возмещения колхозам и единоличникам. Колхозам выдавались обязательства, по которым правление колхоза по прибытию на ме­сто переселения могло получить установленную сумму; стоимость имущества единоличников предполагалось выдавать наличными или аккредитивами2. В дальнейшем эти предложения Далькрайко-ма и Далькрайисполкома вошли в текст постановления СНК СССР № 1527-349сс от 5 сентября 1937 года.
Еще рядом телеграмм руководство края указывало, что слу­жащим учреждений, предприятий выплачивается зарплата на день окончания работы, выходное пособие в размере месячного оклада, отпускные, каждому члену семьи суточные по 5 рублей из расчета на 30 дней3.
Из Посьетского, Барабашского и Надеждинского районов вы­селили 8 корейских рыбацких колхозов. Стоимость флота колхо­зов оценивалась в 2,5 млн руб., долг колхозов Крайрыбакколхоз-союзу — 935 тыс. руб. Крайрыбакколхоз также должен был рас­считаться с колхозами на месте переселения: на Аральском море, озере Балхаш4.
Судя по документам, сразу же возникли некоторые сложности з организации переселения. В п.9 упомянутого постановления № 1428-326сс Далькрайкому ВКП(б) и Далькрайисполкому предпи­
240
сыпалось в трехдневный срок сообщить количество подлежащих выселению хозяйств и человек. Но выяснилось, что с 1933 года, например в Приморской области, нет учета населения в нацио­нальном разрезе, поэтому первоначально ориентировались на данные на 01.01.33. Чтобы разобраться с этим вопросом, район­ным тройкам предписывалось провести перепись корейского насе­ления по селам в кратчайшие сроки; так, например, в Посьетском районе — в четырехдневный срок с 31 августа по 3 сентября5 (2655 хозяйств, 14575 человек)6.
По результатам переписи составляли заявки на вагоны для лю­дей, скота, санитарные вагоны. Для перемещения, к примеру, ко­рейцев Ханкайского района (668 хозяйств, 3153 человека) требова­лось ПО вагонов, 25 платформ для скота, 4 санитарных вагона. Для корейцев Суйфунского района (2500 хозяйств, 12000 человек) — 400 теплушек, 100 платформ для скота, но в заявке не было ука­зано пи одного санитарного вагона7. По таким заявкам можно бы­ло бы определить, в каких условиях переселялись корейцы, но, к сожалению, у нас не имеется ни одного отчетного документа по этому вопросу.
В протоколах заседаний троек по переселению, совещаний об­ластного руководства есть информация о том, как обсуждались вопросы обеспечения переселенцев продуктами, медицинским об­служиванием. Но как это все реализовывалось на практике? От­дельные документы (протоколы медицинских осмотров, акты о за­болевших и умерших в пути корейцах) общего представления не дают.
В Государственный архив Приморского края поступили на хранение списки корейцев, составленные в 1937 году «тройками» по переселению: г. Ворошилова, Ханкайского, Черниговского, Шкотовского, Шмаковского, Ивановского, Спасского, Тернейс-кого районов, список корейского театра г. Владивостока (и толь­ко). Нет списков переселявшихся из Артема (2000 человек), Сучана (2100), Буденновского (16400), Яковлевского, Чугуевского, Хо-рольского, Ольгинского и других районов. Практика работы ар­хивистов с имеющимися списками показала, что и они далеко не всегда полные, часто составлялись наспех, имена, включенные в
241
1
242
них, могут быть искажены. Может быть потому на большинство] запросов отдела реабилитации Информационного Центра УВД] администрации Приморского края о подтверждении выселения] корейцев мы отвечаем отрицательно (с 1992 по первую половину] 1997 года в отдел реабилитации поступило 21259 заявлений от ко-! рейцев, реабилитировано 2588). Наиболее достоверными и полны-] ми являются посемейные списки, в которых указаны имя каждого i члена семьи, степень родства, год рождения.
Выселение первой бчереди корейского населения Приморской j и Уссурийской областей завершилось к концу сентября. По со­стоянию на 25 сентября 1937 года в Приморской области насчиты­валось 57581 корейцев, выселено было 253438 (всего 82924 чслове-'j ка)- -:j
Переселение второй очереди в обеих областях началось в пер-] вых числах октября, а закончилось к концу октября.
В документах Государственного архива Приморского края не) обнаружено итоговых данных о числе переселенных по Примор­ской и Уссурийской областям. В 1993 году мы сделали попытку j подсчитать их количество по районам. При этом приходилось от-» талкиваться от разных по происхождению цифр, так как не все от­четы районных троек сохранились, часть данных относилась к на­чалу 1933 года. В результате получилась цифра 120 тысяч человек, но она, конечно, очень неполная.
Документы архива свидетельствуют, что в 1937 году из При­морья, по-видимому, были выселены не все корейцы. В апреле 1938 года Приморский облисполком принял ряд постановлений о прие­ме в советское гражданство корейцев. Судя по характеристикам, все они либо прибыли в СССР до 30-х годов, либо родились в СССР и работали в 1938 году на разных предприятиях Приморья. В документах краевых органов статистики за 1938—1939 годы све­дений о корейцах не обнаружено.
Как следует из письма руководства Дальгосрыбтреста, на­правленного подведомственным рыбокомбинатам 20 сентября 1937 года, в период переселения разрешалось оставить на лову не­которые единицы рыболовного флота с корейскими командами до конца года. О судьбе этих корейцев также неизвестно. Никаких
сведений о корейцах, пожелавших переправиться за границу, «тройки» по переселению не предоставили.
Очень интересным является комплекс документов о расчетах с переселенными корейцами. Сохранились отдельные ведомости на выдачу пособий по переселению, акты оценки и приема имущества у переселяемых, и даже обязательства. По нашим документам не­возможно установить, сколько именно средств затрачено на эти цели, они лишь подтверждают, что такая работа осуществлялась. Долгое время финансовые органы края разбирались с отчетностью «троек» по переселению. Установить более или менее точно, какая именно сумма была затрачена на переселение, удалось только в апреле 1938 года. В докладной записке Приморского областного финансового отдела от 23 апреля 1938 года «О состоянии расхо­дов, отпущенных средств из резервного фонда, СНК CCCJP по оп­лате расходов по переселению корейского населения...» указа, ю, что Приморской области отпущено 41886255 руб., израсходовано 17319793 руб., перечислено неиспользованными 22626480 руб. При этом к апрелю большинство «троек» не представило оконча­тельных расчетов, в их действиях обнаружено много нарушений финансовой государственной' дисциплины; деньги на переселение они зачастую использовали на личные, местные нужды9. Осенью 1937 года йришлось создать в районах комиссии по ревизии фи­нансовых расходов «троек».
В письме Дальневосточного краевого финансового отдела в районные финансовые отделы от 20 апреля 1938 года по вопросу об уплате расходов пд переселению корейского населения говори­лось, что погашение обязательств, выданных районными «тройками» переселившимся корейским колхозам за оставленное ими имущество, должно производиться райисполкомами из сумм, вырученных от продажи указанного имущества. Дальфо предло­жило принять меры к реализации этого имущества. По состоянию на 25 апреля 1938 года в Приморской области было оставлено имущество на 8 млн 236 тыс. руб., реализовано на 720 тыс. руб., не погашено ни одно обязательство. По Уссурийской области в это же время оставлено имущество на 9 млн 43 тыс. руб., реализовано на 1 млн 510 тыс. руб., выдано обязательств на 3 млн 879 тыс. руб­
243
лей, погашено обязательств па 590 тыс. рублей10. Имеются данные, что ни одна область Дальнего Востока к этому времени не погаси­ла ни одного обязательства перед корейцами.
Причины непогашения райфипотделы объясняли тем, что имущество после переселения осталось без надзора, имелись факты хищений; при приеме посевов комиссии по оценке не учитывали стоимость работ МТС, некому было убирать оставленный урожай, часть его погибла; часть имущества подлежала списанию как при­шедшая в негодность со временем. Кроме того, переселенные кол­хозы переменили прежние названия, объединились, возникли про­блемы с их точными адресами. В отдаленных районах не находи­лось покупателей. Часть имущества передавалась военному ведом­ству, а вопрос о погашении обязательств с его стороны долгое время не решался.
В 1938—1939 годах в Приморье из мест вселения поступило огромное количество жалоб от представителей колхозов. Только на адрес Ольгинского районного финансового отдела с января по ноябрь 1939 года поступило 105 жалоб, из них переправленных из Прокуратуры СССР — 4, Совета Народных Комиссаров СССР, Наркомзема СССР, Совнаркомов Узбекистана и Казахстана — 11, областных организаций Узбекистана и Казахстана — 46, от колхо­зов — 30, от рядовых колхозников — 5. Жалобы по скоту некото­рое время даже не регистрировались11.
Несмотря на меры, принятые финансовыми отделами по реа­лизации имущества, по состоянию на ноябрь 1939 года по При­морскому краю осталось непогашенных обязательств на сумму 4 млн 765 тысяч рублей12. Оргкомитет президиума Верховного Сове­та РСФСР по Приморскому краю 28 ноября 1939 года обратился в Совет Народных Комиссаров СССР с просьбой отпустить краю эту сумму. Однако сведениями о том, как решился этот вопрос, мы в настоящее время не располагаем.
1 ГАПК. Ф.П-1. Оп.1. Д.682. Л.69
2 То же. Л. 13. 3Тоже.Л.36. 4 То же. Л.25.
244
5 ГАПК. Ф.Р-48. Оп.4. Д. 147. Л. 22.
6 ГАПК. Ф.П-1. Он Л. Д. 682. Л. 13. ? ГАПК. Ф.П-85. Оп.1. Д. 195. Л.4.
s ГАПК. Ф.П-1. Оп.1. Д. 682. Л.64,65. о ГАПК. Ф.Р-181. Оп.12. Д.З. Л.85. ю То же. Л. 198. н Тоже. Л. 140об. 12 То же. Л.81.
А.А, Торопов Владивосток
К ВОПРОСУ О ДЕПОРТАЦИИ КОРКЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
История депортации корейского населения в 1937 г. — одна из трагических страниц истории Дальнего Востока. Это событие объ­ективно оценено российскими историками и политиками. Однако следует отмстить, что при рассмотрении вопроса о депортации ко­рейцев, длительное время являющегося закрытым для исследова­телей, в ряде работ зачастую преобладает больше политический аспект, чем желание объективно исследовать это явление, устано­вить ход депортации и его отличие от депортации других народов России, а также последствия принудительного переселения.
Не претендуя на исчерпывающее освещение "корейского во­проса" па российском Дальнем Востоке, автор данной статьи, опираясь на архивные материалы, предпринял попытку ознако­мить исследователей с динамикой заселения корейским населением Дальневосточного края и основными нормативными документами органов власти по их расселению и переселению в Среднюю Азию.
Корейцы на русском Дальнем Востоке к началу советизации края составляли самую многочисленную народность желтой расы, населяющей этот регион.
Первые корейцы появились в пределах России в 1863 году, ко­гда они, гонимые голодом, перешли границу и основали селения в
245
долинах рек Фаташи, Янчихэ, Тизипхэ. К 1867 году в Приамур-j ском крае насчитывалось 1415 корейцев обоего пола. В зиму 1868J года переселилось вследствие неурожая еще 6500 человек. Даль-! нейший рост корейского населения представляется следующими данными. К 1 января 1898 года в Приморской области насчитыва­лось до 23000 чел. корейцев, в 1899 г. — до 27000 чел., в 1902 —\ 32298, в 1907 — 46430, в 1910 — 51454 чел., причем из них русско-подданными являлось всего 14799 чел. (28,8 %)*.
Численность корейцев в Приамурском крае в годы первой ми­ровой войны установить весьма затруднительно. Согласно анкет­ной переписи 1915 г., только в сельской местности Приморья про­живало 48,7 тыс. корейцев. Принимая в расчет подвижность ко-] рейского населения, а также тот факт, что значительная часть их ] не выбирала билетов на жительство, некоторые авторы оценивают их количество более чем в 60 тыс. чел.2
Такое количество иностранных подданных создавало опреде­ленную угрозу российским интересам. Японское правитсльсгво по­сле колонизации корейского полуострова настойчиво стремилось выселить из Кореи ее коренных жителей. Для этого, при действен­ной помощи правительства Японии, в Северной Корее было обра­зовано частное японское общество, которое ставило своей целью всячески содействовать переходу корейцев в Южно-Уссурийский край. Такие переселенцы, наряду с другими льготами, освобожда­лись от платы за выдаваемые им для въезда через русскую границу паспорта, в то время как подобные же документы для въезда в Южную Маньчжурию облагались пошлиной. Кроме того, данная среда переселенцев создавала благоприятную почву для шпионажа на российской территории.
В период гражданской войны и интервенции на российском Дальнем Востоке Япония особенно энергично начала выселять ко­рейцев в пределы России, субсидируя их деньгами и мобилизуя для этого корейский каботаж, тем самым закрепляя эту территорию в свою пользу в политическом отношении. Считая корейцев своими бесспорными подданными, а селения, в которых они проживали, — составной частью корейского генерал-губернаторства, японцы учредили в г. Владивостоке должность комиссара корейского ге­
246
псрал-губернаторства, в обязанность которого входила ассимиля­ция корейцев на Дальнем Востоке3.
В промежутке между 1915 и 1923 годами численность корей­скою населения губернии увеличилась вдвое, главным образом за счет переселения из Кореи.
В Приморской губернии на конец 1923 года насчитывалось 124 тыс. человек корейского населения, причем в городах их прожива­ло 6 % ко всему городскому населению губернии, в селах и дерев­нях — 2 % всего сельского населения. Из них только 33765 человек состояли в советском гражданстве4, а 72,8 % юридически числи­лись в японском подданстве. ,
В 1923 году зарегистрировано 17, 2 тыс. корейских хозяйств (что составило 24,7 % от всех зарегистрированных хозяйств в об­ласти), из них надельными землями пользовалось только 2860 хо­зяйств, остальные обрабатывали землю на арендных началах.
11а начало 1924 года в Приморской губернии существовало 475 корейских населенных пунктов, на этой территории было образо­вано 70 корейских сельсоветов, в т.ч. 19 смешанных (русско-корейских). Основными территориями проживания корейцев явля­лись волости: Посьетская, Барабашевская, Владимиро-Алсксандровская, Киевская, Суйфунская и Покровская (в нцх проживало в среднем 63,4 % корейского населения), а также Шко-товская, Сучанская, Гродековская и Ивановская (25,8 % корейско­го населения).
Как отмечалось в докладных записках отдела землеустройства, корейцы не соблюдали установленного порядка пользования зе­мельным фондом, в результате чего возникало много сложностей. Так, занявши на тех или иных основаниях земельный участок, они старались сохранить землю за собой, не считаясь ни с какими об­стоятельствами. На крестьянских отводах, по окончании срока аренды, они не освобождали участки, пока домохозяин или сель-скос общество не принуждали их к этому путем репрессивных мер. Земли государственного фонда корейское население занимало са­мовольно по собственному выбору, не считаясь с предназначением этой земли5.
247
Но несмотря на все трудности, в результате землеустроитель­ных работ, проведенных в 1923—924 гг., было устроено 2808 без­земельных и 1616 малоземельных хозяйств.
Однако решить земельный вопрос полностью местные органы власти не могли, учитывая разнородность землепользования, сло­жившуюся в Приморской губернии, а также отсутствие строгого учета земель и недостаток свободной пахотной земли в Южном Приморье. Устроить всех безземельных корейцев, без ущерба для старожилов и русских переселенцев из центральной России, было невозможно.
В докладе заведующего отделом землеустройства от 5 февраля 1924 г. отмечалось, что необходимо прежде всего добиться пре­кращения самовольного занятия земель корейским населением. "Одними обязательными постановлениями этого достичь нельзя, так как корейцы привыкли не исполнять стесняющие их распоря­жения, пока они не подкрепляются реальными мерами...
Что касается устройства землепользования пришлых корейцев в смысле предоставления им определенных земельных участков, то всякие меры в этом отношении преждевременны, пока не будет прекращено самовольное их расселение, которое не соображается ни с какими планами...
Следует отметить, что в данное время все пришлое корейское население так или иначе пользуется землей, устраиваясь по своим соображениям или на крестьянских отводах в качестве арендато­ров, или на госфонде, выбирая из него участки более выгодные в хозяйственном отношении...
Что касается иноподданных корейцев, самовольно пользую­щихся госфондом в настоящее время, то нет существенных препят­ствий к оформлению и закреплению этого пользования за ними в порядке долгосрочной аренды. В целях осуществления этого жела­тельно объединение таких землепользователей в артели по каждо­му обособленному участку, на который распространяется их зем­лепользование..."6.
В письме председателя Далькрайисполкома Я. Гамарника, на­правленном Всероссийскому Центральному исполнительному ко­митету в августе 1925 г., отмечалось, что «...корейский вопрос в
248
Приморской губернии по своей политической сущности и эконо­мическому значению выходит за пределы ДВО, являясь серьезным вопросом государственного порядка, требующего к себе исключи­тельного внимания...», Гамарник предупреждал: «...земельные на­строения в дальнейшем могут вылиться в резкий антагонизм меж­ду русским и пришлым корейским населением»7.
Решить земельный вопрос был призван план землеустройства и расселения корейского населения, проживающего во Владивосток­ском округе. Исходными данными для составления этого докумен­та явились результаты переписи населения 1926 г., согласно кото­рой только в пределах Владивостокского округа проживало 134412 корейцев. Точные данные о темпах вселения в край корейского на­селения в 1927 и 1928 гг. отсутствуют. Но если принимать во вни­мание их ежегодный механический прирост на уровне предыдущих лет, в количестве 10000 чел. ежегодно8, то к началу 1929 г. их чис­ленность увеличилась еще на 14,9 %.
Для успешного расселения корейских граждан прежде всего нужно было прекратить нелегальный приток эмигрантов, а также провести регистрацию корейских граждан и их прав на землеполь­зование. Уполномоченный по делам национальностей Далькрай­исполкома, анализируя характер нелегальной корейской эмигра­ции, отмечал: «...не затрагивая политическую сторону этого во­проса, можно было бы на конкретных примерах разъяснить корей­ской массе о всем вреде, приносимом государству, а в частности самому корейскому населению, беспрерывным притоком из-за границы корейцев. Он (приток) вносит путаницу во все отрасли работы корейского населения, нарушает систему и плановость ра­бот. Бюджетные ассигнования на те или иные нужды, в частности на культурно-бытовые нужды корейцев, распыляются в связи с об­служиванием на эти средства и вновь прибывающих, ранее неуч­тенных корейцев, что прямо отражается на интересах давно осев­ших и старожилов-корейцев»9. Однако последние не проявили за­интересованности в регистрации своих наделов, более того —- вся­чески пытались уклониться от регистрации. Интерес к расселению на другие участки также отсутствовал, значительная часть корей­цев крайне отрицательно относилась к возможному переселению.
249
Изучив корейский вопрос, местные органы власти пришли к| выводу, что в пределах Владивостокского округа можно устроить] только 40661 чел., расселению за пределами округа подлежало! 54761 чел.
Предполагалось,  что корейцы,  не  имеющие  гражданства! РСФСР, будут первоначально устроены на колонизационном фон-| де, вначале на арендных основаниях, а затем, при получении граж­данства, как переселенцы. .
Президиум ВЦИК РСФСР 6 декабря 1926 г. определил поря- ] док землеустройства корейского населения, согласно которому за­прещалось наделение землей эмигрантов от границы с Кореей до города Хабаровска; предполагалось переселить всех корейских эмигрантов, не получивших землю, на север Хабаровского округа и в Благовещенский округ. Был установлен трехлетний срок для] ликвидации корейских хозяйств на временно занимаемых ими зем­лях10. • , Выполняя данное постановление ВЦИК, президиум Далькрай-| исполкома в феврале 1927 г. поручил Дальневосточному земель-| ному управлению определить конкретные районы заселения. | Было выделено 700 тыс. рублей на организацию корейского! землеустройства, проведены землеустроительные работы в Кур-| даргинском и Синдинском районах Хабаровского края, куда J предполагалось переселить безземельных корейцев.
Подготовка земельного фонда во вновь выделенных районах] началась уже летом 1927 г., однако вскоре была прервана из-за от-' сутствия достаточных финансовых ресурсов. Возобновить работы) удалось только в 1929 г.
Неурегулированность вопросов аренды земли, самовольный-захват ее вновь прибывающими корейскими иноподданными по- ] ставили вопрос об увеличении числа переселяемых в 1929 г. до 87750 чел.
Президиум Далькрайисполкома 20 августа 1929 г. рассмотрел вопрос "О мерах борьбы с самовольным вселением и захватом зе­мель иноподданными корейцами в пределах Дальневосточного края". В постановлении по этому вопросу отмечалось:
250
"I. В-целях сохранения плаповорегулирующих начал в области землеустройства.., осуществления крупно-гнездового обязательно­го землеустройства местного русского населения, устройства пере­селенцев союза и планового землеустройства и расселения беззе­мельного, проживающего в ДВК корейского населения, — считать необходимым проведение и усиление действительных мер борьбы против самовольного притока в край иноподданных корейцев и произвольного захвата ими земель госимущества.
2. Учитывая ограниченность в Южном Приморье земель сель­скохозяйственного значения, необходимость его уплотнения граж­данами из аграрно-перенаселенных районов Союза и подтверждая полную нецелесообразность представления з дальнейшем земель во Владивостокском и южной части Хабаровского округов имми­грантам из сопредельных с краем стран, признать необходимость неуклонного проведения нижеследующих мер регулирования но данному вопросу:
а) всемерно усилить наблюдение за государственной границей войсками Управления пограничной охрдны, в особенности на про­тяжении от оз. Ханка до устья реки Тюмень-Ула, задерживая всех самовольцев-эмиграитов и отправляя их обратно за границу;
б) в ближайшие 4 года с 1929/30 по 1932/33 г. усилить подго­товку земель для заселения в Курдаргинском и Синдинском рай­онах с таким расчетом, чтобы в течение указанного времени мож- * но было расселить из пределов Владивостокского округа всех ино­подданных корейцев, подлежащих расселению, за исключением доказавших полную лояльность и свою преданность советской власти.
Лиц, подлежащих расселению, в случае нежелания переселить­ся в указанные для расселения районы, рассматривать как нару­шивших закон о сельскохозяйственной эмиграции, а потому по от­ношению к ним будут применены все последствия, вытекающие из него...
3. Признать необходимым расширение прав ОГПУ по выдво­рению с территории Союза нелегально прибывших из-за границы корейцев, не ограничиваясь задержанием обнаруженных в кило­метровой погранполосе..."11.
251
В 1930 г. планировалось переселить 5000 чел., а в 1931 г. еще 8500 чел. Однако на 1 июля 1930 г., по данным Дальневосточного переселенческого управления, было переселено только 2779 чел., из них 1119 — в 1929 году. Таким образом, за первое полугодие 1930 года из 5 тыс. чел. было переселено только 910. В действительности цифра фактически проживающих была еще меньше, т.к. часть "расселенцев" из числа "водворенных принудительно" покидала данные районы.
Но ранее выделенные районы расселения в Хабаровском крае оказались не способными вместить всех "расселенцев", поэтому Далькрайисполком наметил новый район — Мазановский, кото­рый после проведения необходимых работ должен был принять 8000 едоков в 1932 г. и 8624 — в 1933 г.12
Однако к планам переселения крайне отрицательно отнеслось корейское население, со стороны ряда корейских граждан звучали заявления, что они добровольно не уйдут с данных территории, и переселение их может произойти только через насилие13. В подоб­ных заявлениях проявлялись не только недовольство, но и некото­рая враждебность по отношению к органам власти.
В процессе работы по переселению корейцев были допущены существенные ошибки, ^которые серьезн^ запутали вопрос земле-• пользования, затруднили расселение и создали стимул для притока в край новых корейцев. "Эти ошибки и путаницы выражаются в том, что... в Приморье всех безземельных (не советских граждан, не имеющих право на землю в Приморье) принимали в старожиль­ческие (старые и новоорганизусмые) колхозы на общих основани­ях, без всяких оговорок, нарезая на их долю землю в общем поряд­ке трудового землепользования"14. Корейцев, подлежащих пересе­лению и вошедших в старожильческие колхозы, неправильно счи­тали автоматически принятыми в советское гражданство и наделя­ли их землей как граждан СССР. Другой ошибкой, по мнению от­ветственного инструктора Далькрайкома ВКП(б), явилось то, что корейское переселение должно было носить принудительный ха­рактер, исходя из его особенностей (нелегальный переход границы иностранными подданными).
252
Президиум Далькрайисполкома в резолюции о состоянии ко­рейского переселения также отметил, что основной причиной, спо­собствующей срыву плана переселения корейцев, явилось непони­мание всей политической важности этого вопроса Владивосток-ским партийным руководством, его снисходительное отношение к растущему сопротивлению расселения со стороны корейского партактива. Искривлением национальной политики было названо построение корейских сельсоветов не по территориальному, а на­циональному принципу. "При организации корейского расселе­ния, — указывал Далькрайисполком, — прежде всего должна учи­тываться основная причина такового, а именно военно-политическая опасность заселения Приморья корейцами и выте­кающий отсюда обязательный характер расселения"15.
Планы корейского переселения неоднократно корректирова­лись, но ввиду недостатка финансовых средств в полном объеме они выполнены не были. Так, план расселения безземельных ко­рейских крестьян в 1929 г. был выполнен лишь на 46 %.
Наряду с этим в этом же году 220 корейцев были отправлены в Казахстан для работы на рисовых плантациях16. Народный комис­сариат земледелия Узбекистана также обращался с просьбой ий-* править корейцев для работы по выращиванию риса, но ввиду от­сутствия финансовых срсДив Jld присьОД^ 1929 году не была вы­полнена.
В последующие годы также не удалось добиться полного вы­полнения планов переселения. Многие корейские граждане отка­зывались переезжать на отведенные для них участки, часть пересе­ленных вновь возвращалась в Приморье, а некоторые пытались нелегально уйти в Корею или Китай.
Бюро Далькрайкома ВКП(б) неоднократно рассматривало ход корейского расселения и признавало его неудовлетворительным. Срыву выполнения планов переселения способствовали несколько факторов. Первым из них явилась неподготовленность Кур-Даргинского и Синдинского районов к приему переселенцев: в дос­таточном количестве отсутствовали жилье, сельскохозяйственный инвентарь, недоставало рабочего скота, посадочного материала. Второй причиной была непоследовательная, недостаточно проду­
253
?
манная, нсподкрепленная финансовыми ресурсами политика пере­селения. ^ К 1932 году на Дальнем Востоке создалось сложное политиче-| ское положение. Активизируются антиколхозные, антисоветские! выступления. Используя ситуацию, Япония, через корейское обще-] ство «Кук-Мин-Хой» («Национальное общество»), созданное еще в] дореволюционный период и в зависимости от политического по­ложения в области и настроений органов власти существовавшее! под различными названиями («Национальные Советы», «Рабоче-1 Крестьянские Союзы» и др.), имеющее к концу 1922 г. более 60 фи-1 лиалов, пыталась противостоять переселению корейцев, призывая! их не выселяться из пограничных районов, бороться за корейскую! автономию в Приморье.                                                     !
Уполномоченный по корейским делам Далькрайисполкома! Ким Гириоиг, выступая за ликвидацию этого националистической го общества, несмотря на утверждение, что основная масса корей-| ского населения в его работе не участвовала, призывал подходить! к ликвидации общества очень осторожно, учитывая близость гра-| ницы.
Выдающийся ученый и писатель В.К. Арсеньсв в докладе! Далькрайкому ВКП(б)^нщ^ «...Корейцы - народ!
совершенно отличный от нас по характеру, по укладу и миросо­зерцанию. Трудно рассчитывать, чтобы он стал жертвовать жиз-] нью за нас, чуждых ему людей, в то время, когда он недостаточно J реагировал и не жертвовал жизнью, когда японцы занимали его] родину. Были единичные личности, но вся масса корейцев отне­слась к тогдашним политическим событиям совершенно равно- ] душно. В наши пределы корейцев привлекают не политические^ убеждения, а исключительно материальные выгоды. Они антропо­логически, этнографически, психически и по своему миросозерца­нию стоят ближе к японцам, чем к нам. Рассчитывать, что корейцы скоро превратятся в советских граждан, нельзя. Нам некогда? ждать, когда они изменят свои убеждения, характер и миросозер­цания. При более близких сношениях наших с жителями Мань­чжурии и Кореи опасность переполнения наших пределов китай­цами и корейцами будет все более и более возрастать. Главные
254
средства борьбы против этого заключаются в возможно густом за­селении в непосредственно граничущих с Китаем и Кореей земель­ных пространств колонистами из Европейской части Союза и За­падной Сибири независимо от их национальности, но отнюдь не китайцами и не корейцами. Последние должны быть отодвинуты вглубь страны, на Запад и на Север от Амура»17.
Большая концентрация корейцев, прежде всего иностранных подданных, в пограничной зоне вызывала беспокойство военных и гражданских властей. Учитывая, что попытки постепенного отсе­ления корейцев в глубь края результатов не принесли, Совет На­родных Комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) в авгу­сте 1937 г. приняли специальное Постановление "О выселении ко­рейского населения из пограничных районов Дальневосточного края". Данным Постановлением было предложено руководству Дальневосточного края в срок до Г января 1938 г. выселить корей­ское население из пограничных районов в Южно-Казахстанскую область, а также в районы Аральского моря и Балхаша, Узбекскую ССР. Подлежащим переселению корейцам было разрешено брать с собой имущество, хозяйственный инвентарь и живность, а также получать возмещение стоимости оставляемого ими движимого и недвижимого имущества и посевов.
23 августа Далькрайисполком ВКП(б) создал специальные «тройки» для руководства работой по переселению. Организацию переселения было решено начать с Посьетского, Барабашского и Надеждинского районов Приморской области.
Совнарком СССР па переселение корейцев выделил более 62 млн руб.18
Однако вновь обнаружились просчеты организационно-технического порядка: задерживалась оценка и выплата денег за оставляемое в крае имущество. Так, Совет Народных Комиссаров Казахской ССР в письме Далькрайисполкому от 7 декабря 1937 г. сообщал, что только по одной Северо-Казахстанской области за­долженность дальневосточных организаций корейским колхозам и хозяйствам составила около 2 млн руб.19 Не был подготовлен жи­лой фонд для проживания переселенцев, значительное количество рабочих и служащих корейцев длительное время не могли найти
255
работу. Наблюдался острый дефицит строительных и горюче-; смазочных материалов. Сказывались климатические условия Средней Азии, не позволяющие переселенцам выращивать извести ные им сельскохозяйственные культуры.
Вторая и третья очереди переселения охватывали Хабаров­скую область. По сообщению официальных органов, к 25 октября 1937 г. корейское население полностью было выселено с террито­рии Дальнего Востока. По существу, была проведена полная де­портация корейского населения в количестве 36442 семьи (171781! чел.)20. Одновременно с депортацией корейцев органами НКВД было арестовано более 2,5 тыс. человек21.
Принятые меры, приукрашенные идеологией общественной необходимости и политической целесообразности, безусловно но­сили репрессивный характер по отношению к корейскому населе­нию, как, впрочем, и к своему народу, сказались не только на со­циально-культурном развитии корейской диаспоры, прежде всего подданных СССР, но и определенным образом повлияли на темпы! развития сельского хозяйства региона, т.к. отток рабочей силы из: колхозов и совхозов не. позволил в короткий промежуток времени! найти ей равноценную замену.
Проблема депортации корейского населения с территории Дальнего Востока очень сложна и требует дальнейшего изучения, сопоставления цифровых данных и критического анализа исполь­зуемых источников.
АЛ. Деревяпко, дм.п., профессор Владивосток
ГУЛАГ НКВД И ЕГО РОЛЬ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СССР (начало 30-х — середина 50-х гг.)
В начале 1954 года в МВД СССР была составлена справка на] имя Н.С. Хрущева о числе осужденных за контрреволюционные]
256
преступления, т.е. по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР и со­ответствующим статьям других союзных республик, за период 1921-1953 годы (документ подписали три человека — Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко, министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов и министр юстиции СССР К.П. Горшенин). Справка была датирована 1 февраля 1954 года. В ней говорилось, что по имею­щимся в МВД СССР данным, за период с 1921 года и до начала 1954 года, за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, «тройками» НКВД, Особым совещанием, Воен­ной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе приговорено к высшей мере — 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах — 2 369 220, в ссылку и высылку — 765 180 че­ловек. Указывалось, что из общего количества осужденных за контрреволюционные преступления 2,9 миллиона человек были осуждены Коллегией ОГПУ, «тройками», НКВД и Особым сове­щанием (т.е. внесудебными органами) и 877 000 — судами, воен­ными трибуналами. На 1 февраля 1954 г. в лагерях и тюрьмах со­держалось заключенных, осужденных за контрреволюционные преступления, — 467 946 человек и, кроме того, находилось в ссылке после отбытия наказания за контрреволюционные преступ­ления 62 462 человека1.
По данным архива НКВД, осужденные по политическим мо­тивам составляли всего 27-30%. Далее примерный подсчет показы­вает, что за 1921—1953 гг. всего было осуждено около 10 млн чел. Где же использовался этот большой по численности контингент населения?
Грандиозный по масштабам и целям план социалистического переустройства общества в условиях экономической и политиче­ской изоляции страны Советов требовал огромных материальных и трудовых ресурсов;
Стратегические планы индивидуального и сельскохозяйствен­ного развития СССР в годы первых пятилеток предусматривали создание в кратчайшие сроки новых промышленных центров в труднодоступных районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Для освоения территорий и выполнения отдельных про­
257
грамм по строительству портов, железнодорожных магистралей,' промышленных предприятий требовались миллионы людей.
Поэтому репрессивная политика сталинского режима не толь­ко преследовала цель ликвидировать политических противников и очистить общество от уголовных элементов, но и являлась важным средством для решения экономических задач.
В 30—40-е годы основным поставщиком дешевой рабочей си­лы стал мощный репрессивный аппарат ОГПУ-НКВД-МВД СССР. Сеть исправительно-трудовых и режимных лагерей охвати­ла всю страну. :
Репрессивные органы выполняли и хозяйственные функции,? пронизывали все важнейшие отрасли экономики СССР. В их| структуре были созданы: ГУЛАГ — Главное Управление лагерей, Главное Управление лагерей горно-металлургической промыш­ленности (ГУЛГМП), Главное Управление лагерей лесной про­мышленности (ГУЛЛП), Главное Управление лагерей железподо^ рожного строительства (ГУЛЖДС), Главное Управление лагерей! шоссейных дорог (ГУЛШОСДОР), Главпромстрой, Главгидрост4 рой, Главцветмет, Дал встрой и другие отраслевые управления.
Только в ГУЛАГе на начало 1940 г. было 53 лагеря, 425 испра­вительно-трудовых колонии (в т.ч. 170 промышленных, 83 сель-* скохозяйственных и 172 так называемых "контрагентских", т.е. ра­ботающих на стройках и в хозяйствах других ведомств, объеди­няемых областными, краевыми, республиканскими отделами ис­правительно-трудовых работ). В ГУЛАГ входило еще 50 колоний для несовершеннолетних.
Хозяйственная деятельность ГУЛАГа исключительно разно­образна и охватывала промышленность, сельское хозяйство и строительство крупнейших индустриальных комплексов.
Производственной базой этой хозяйственной деятельности были лагеря, исправительно-трудовые колонии и колонии для не­совершеннолетних, организационно соподчиненные соответст­вующим специализированным производственным управлениям и отделам ГУЛАГа:
а) Управлению исправительно-трудовых колоний,
б) Лесному Управлению,
258
в)Упра-влеиию горно-металлургической промышленности,
г) отделу топливной промышленности,
д) отделу трудовых колоний.
Сельское хозяйство было сосредоточено, в основном, в спе­циализированных сельскохозяйственных лагерях и с.-х. исправи­тельно-трудовых колониях, а капитальное строительство как в специально-строительных лагерях, так и в промышленных, веду­щих наряду с промышленной деятельностью строительные работы.
Промышленность ГУЛАГа охватывала 17 отраслей, выпус­кающих по плану на 1940 г. товарной продукции на 2659,5 млн руб. (в отпускных ценах).
Наиболее крупными отраслями промышленности ГУЛАГа, по их удельному весу в общем составе товарной продукции, являлись: лесозаготовительная — с объемом товарной продукции в 730,3 млн руб.; деревообрабатывающая — 412,2; швейная — 359,8; гор­но-металлургическая — 297,3; металлообрабатывающая и маши­ностроительная — 233,9; рыбная промышленность — 138,3; тек­стильная — 127,8; топливодобывающая — 126,3 млн руб.
По видам производственных систем, выпускающих промыш­ленную продукцию, последняя распределялась: продукция про­мышленных колоний УИТК — 883,0 млн руб.; лагерей Управления лесной промышленности — 871,9; лагерей Управления горно­металлургической промышленности 325,0; колоний для несо­вершеннолетних — 233,3; лагерей отдела топливной промышлен­ности — 154,6; рыбных лагерей сельскохозяйственного отдела — 138,3 млн руб.
В составе выпускаемых промышленностью ГУЛАГа изделий видное место принадлежало товарам широкого потребления, вы­пускаемым в 1940 г. на сумму 886 млн рублей (33,3%).
Основные средства промышленности ГУЛАГа оценивались (без Североникеля и Актюбииского месторождения), по их состоя­нию на 1 января 1940 г., суммой в 1 480 млн руб. и в большей своей части были размещены в лагерях Управления лесной промышлен­ности, в колониях УИТК и в лагерях отдела топливной промыш­ленности.
259
Наиболее крупное место среди различных видов основных средств промышленности занимали: промышленные здания и со­оружения — 398,6 млн руб.; жилищное хозяйство — 253,4; транс­портные средства — 212,8; сельскохозяйственные основные средст­ва (постройки, инвентарь и т.д.) — 198,9; рабочие машины, аппа­раты и передаточные установки — 142,7; силовые установки и ма­шины— 63,7 млн руб.2
В промышленной системе ГУЛАГа первое место по объему выпускаемой товарной продукции принадлежало промышленные исправительно-трудовым колониям, организационно объединен­ным в УИТК ГУЛАГа НКВД.
УИТК ГУЛАГа объединял работу 6-ти Управлений исправи­тельно-трудовых колоний в Ленинградской, Московской, Новоси­бирской, Иркутской областях, Украинской, Узбекской ССР: 47 от­делов' исправительно-трудовых колонии в краях и республиках СССР.
Промышленность УИТК ГУЛАГа, в соответствии с заданиями правительства, значительно увеличила в течение 1938-1939 гг. ас^ сортимент производимых изделий и, в частности, за полтора ис­текших года организовала мебельное производство, явившееся дли ГУЛАГа новой отраслью промышленности. !
За период 1938-1939 гг. были организованы промколоиии по; выпуску металлических прицепов, что дало возможность освоить» ряд новых видов и подготовило осуществленную в 1939 г. передач^ производства специализированному Главку Наркомата среднего машиностроения СССР — ГЛАВАВТОПРИЦЕПу. \
В течение 1939 г. на 20 предприятиях УИТК ГУЛАГа было ор­ганизовано производство спецукупорки.
В том же году в ИТК г. Мелитополя освоены и выпущены неф­тяные двигатели мощностью в 50 л.с, начато освоение нефтсдвиг гателя в 15 л.с.
В системе ОИТК Челябинской области было освоено произ­водство металлорежущих станков "Шеппинг".
Для удовлетворения собственных нужд ГУЛАГа организова­но:
260
а) производство мелкосортного проката на базе отходов ме­таллургических заводов Урала с годовой мощностью 600 т (Н. Ту­ринская промколония Свердловской области);
б) оборудован и пущей в эксплуатацию цех шурупного произ­водства в ИТК № 5 Саратовской области с годовым выпуском 150т;
в) организовано производство по раздирке старых покрышек (КОрда) для изготовления суррогатной обуви (в Ярославской, Брянской, Белгородской и Витебской промколоииях);
г) закончен монтаж и пущена в эксплуатацию вновь выстроен­ная фабрика в Ивановской области по производству мешковины для мебельных предприятий ГУЛАГа мощностью в 500 тыс м в год;
д) для обеспечения кожобувных производств тексом изготов­лены в Ярославской ИТК 14 станков-автоматов, с годовой произ­водительностью в 150 т, которые смонтированы в Молотовской промколоиии;
е) для перевода автопарка ГУЛАГа на твердое топливо в тече­ние 1938-1939 гг. на Дмитровском мехзаводе освоено и изготовле­но 2969 газогенераторов, план по которым на 1940 г. был установ­лен в 4000 штук;
ж) для обеспечения лесных лагерей лесовозными тележками подготовлено их производство в Ярославской промколоиии с вы­пуском в 1940 г. 2000 тележек;
з) швейными предприятиями УИТК ГУЛАГа освоены все ви­ды пошива обмундирования для ВОХРа ГУЛАГа НКВД.
По ширпотребу организованы, как новые, производства: вы­работка байковых одеял в ОИТК Алтайского края и Узбекской ССР; производство чугунной посуды (чугунки и сковородки) в 7 промколоииях; организован выпуск новых типов мебели: пись­менных столов, полубуфетов, гнутых бесшурупных стульев и т.п.
Для использования труда заключенных-инвалидов было орга­низовано 13 инвалидных колоний с объемом продукции по това­рам широкого потребления на 24 млн руб. (Харьковская, Увиль-Динская, Качинская, Вадинская, Бобровская, Ташкентская, Юдов-°кая и др.).
261
Оснащенность промышленных исправительно-трудовых колоЯ ний системы УИТК ГУЛАГа НКВД производственным оборудоЯ ванием и теплосиловыми установками характеризуется слсдуюЯ щими данными: парк производственного оборудования, находяЯ щегося в промышленных колониях, насчитывал на 1 января 1940 гЯ 10 578 единиц; станочный парк на 28% состоял из металлообрабаЯ тывающих и на 23% из деревообрабатывающих станков. Я
Сводные итоги капитальных работ ГУЛАГа на 1940 г. харакЯ теризуются следующим образом: объем капитальных работ, выЯ полняемых ГУЛАГом по плану на 1940 г., достигал суммы Я 1 846 015 тыс. руб., а с учетом работ, выполняемых за счет лимитов других наркоматов и ведомств, — вырастал до суммы 1 880 373И тыс.руб. и составлял 5,8% ко всему объему капитальных работ псЯ СССР. Я
Таким образом, ГУЛАГ — как хозяйственная система НарЛ комвнудела — не только производил товарные' ценности в оргашмИ зовапной им промышленности па сумму 1 145,7 млн руб. (в ncirJlH менных ценах), но и создавал в процессе строительства матсриалыЯ ные ценности, исчисляемые по сметной стоимости на 1940 г. в сумв ме 1 880,4 млнруб., причем эти средства направлялись.на следую^ щие виды строительства:
гидротехническое строительство
строительство морских сооружений и судостроительных заводов
строительство предприятий металлургической промышленности
строительство предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
-654 млн руб.
— 447,2 млн руб.
— 371,0 млн руб.
120,0 млн руб.
262
строительство предприятий топливной промышленности
— 88,0 млн руб.
строительство
в лесной промышленности
80,0 млн руб.
строительство
в промышленных и
трудовых колониях
— 51,6 млн руб.
строительство цементных заводов
— 30,0 млн руб.
строительство
в сельском хозяйстве
прочие виды строительства
18,4 млн руб.
20,2 млн руб.
Основные средства, принадлежащие организациям ГУЛАГа, выполняющим строительные работы, оценивались по балансовой стоимости на 1 января 1940 г. в 972,4 млн руб. и состояли из сле­дующих видов:
производственные здания и
сооружения (в т.ч. временных на — 329,8 млн руб.
226,2 млн руб)
непроизводственные основные средства по обслуживанию
рабочих и служащих (в т.ч. — 280,5 млн руб.
временных па 135,9 млн руб.)
транспортные средства — 135,8 млн руб.
строительные механизмы — 100,6 млн руб.
и машины
263
оборудование (установленное)
хозяйственный инвентарь, приспособление и инструменты
основные средства в запасе
— 59,9 млн руб.
— 24,2 млн руб.
— 41,6 млн руб.
Вооруженность организаций ГУЛАГа строймеханизмами и люстрируется следующим составом строительного парка: экскав-торов — 158 (в т.ч. с емкостью ковшей в 1,5 и 2,5 м3 — 55 едини бетономешалок— 198 (в т.ч. 1000 и 2000 литровых — 11 едшпн метовозов — 165, компрессоров — 171; паровозов — 279; лебедо — 582; подъемных кранов — 191, локомобилей — 325, шаровь котлов — 378; гидромониторов — 23; землесосных снарядов     (: камнедробилок — 121; растворомешалок — 72; гравиемоек — 5V гравиесортировок    28.
ГУЛАГу в 1940 г. предстояло выполнить в целом по капиталь: ному строительству: земляных работ — 32,833 тыс. куб. м (или 1,5 раза больше всего объема земляных работ, выполненных п строительстве Беломоро-Балтийского канала); бетонных работ — 970,8 тыс. куб. м (или в 2,5 раза больше всего объема бетонных pi бот, выполненных на строительстве Беломоро-Балтийского каш ла); кирпичной кладки — 249,9 тыс. куб. м; горных проходок п штрекам — 18,6 км; буровых работ — 16,0 км; горных работ п разработке камер — 33,4 тыс. куб. м; установить металлоконст рукций — 19 670 т.
Сметная стоимость всех строящихся ГУЛАГом объектов дос тигала 19,0 млрд руб. (ориентировочно — ввиду отсутствия по ря­ду объектов утвержденных проектов и смет).
Грузооборот ГУЛАГа за 1939 год характеризуется следу ющи ми данными:
а) использовано под перевозки
б) перевезено речным флотом
— 1 057,615 вагонов
— 4 586,925 т
264
в) перевезено морским флотом
— 406,990 т
По видам грузов — были использованы: под перевозку лесо­материалов — 279 905 вагонов, дров — 152 044, угля — 168 997, стройматериалов — 419 912, под прочие перевозки — 36 757 ваго­нов.
Водный транспорт использовался, главным образом, для пере­возки леса, занявшей 92,7% всего перевезенного ГУЛАГом водным путем тоннажа3.
Бюджет ГУЛАГа, составляя по плану 1940 г. сумму в 7 864,01 млн руб., образовывался в доходной части за счет следующих по­ступлений:
а) выручки промпредприятий,
ccj 1 ьхоз и ред и р ияти й,
торговых организаций,
доходов подсобных предприятий и
снабженческих организаций, а также
разных доходов
-4 227 40 млн руб.
б) поступлений от других наркоматов и ведомств за выполняемые для них строительные работы
-462, 00 млн руб.
в) поступлений за работу, предоставляемую на сторону
■ 272,96 млн руб.
г) поступлений от бюро исправительно-трудовых работ
111,07 млн руб.
д) поступлений из бюджета на капитальное строительство
2 302,29 млн руб.
Всего:
7 375,72 млн руб.
265
Расходы определялись суммой в 7 864,01 млн руб. Превышение расходов над доходами составляло 488,29 млн руб. и покрывалось бюджетными ассигнованиями на:
 
а) прирост собственных оборотных — 110,0 млн   
средств (по капитальному руб.   
строительству)
  
б) пополнение недостатка   
собственных оборотных средств (по — 102,7 млн   
капитальному строительству) руб.   
в) частичное возмещение ГУЛАГу — 102,3 млн   
плановых убытков (лес, уголь и др.) руб.   
г) лесоохрану — 25,0 млн   
* руб.   
д) поденную плату — 6,0 млн   
руб.   
е) содержание воспитанников и — 37,77 млн   
нетрудоспособных руб.   
ж) административно-управленческие — 68,47 млн   
расходы руб.   
з) прочие расходы — 36,05 млн   
руб.  
Такое содержание бюджета ГУЛАГа подтверждает, что ГУ­ЛАГ, создавая в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности товарные и материальные ценности, получал из го­сударственного бюджета только такие ассигнования, какие полу­чает от него любая государственная хозяйственная организация.
В этом — финансовое значение выполняемой ГУЛАГом рабо­ты, так как при отсутствии трудового использования заключенных
266
государственный бюджет испытывал бы нагрузку на расходную часть по линии непроизводительных расходов.
Наряду с органами изоляции в систему ГУЛАГа входили так называемые БИРы — Бюро исправительных работ, задачей кото­рых было не изоляция осужденных, а обеспечение выполнения су­дебных решений в отношении лиц, приговоренных к отбытию принудительных работ.
Общий контингент ГУЛАГа по данным центрального учета на [ 940 г. определялся в 1 668 200 человек4.
По характеру преступлений заключенные распределялись сле­дующим образом: осужденные за контрреволюционную деятель­ность — 28,7%; за acqSq..опасные.преступления против порядка угщ^щд§Ш4^— 5,4; хулиганств^
ния против управления — 12,4; кражи — 9,7%; должностные и хо­зяйственные преступления — 8,9; преступления против личности — 5,9; расхищение социалистической собственности — 1,5; прочие —
27,5%.
Эти данные показывают, что свыше трети всего состава изоли­рованных приходилось на такой контингент, как осужденные за контрреволюционную деятельность и особо опасные преступления против порядка управления.
К началу Великой Отечественной войны в лагерях ГУЛАГа ко­личество заключенных составляло 2 300 000 чел. На 1 июля 1944 г. число заключенных сократилось до 1200 чел. За период войны из лагерей и колоний убыло 2 900 000 чел. и вновь поступило осуж­денных 1 800 000 чел.5
Если в 1941 г. осужденные за контрреволюционную деятель­ность и другие особо опасные преступления составляли только 27% от общей численности, то к июлю 1944 г. число осужденных этой категории возросло до 43%6.
По представлению НКВД СССР Президиумом Верховного Совета Союза ССР 12 июля и 24 ноября 1941 г. были изданы Ука­зы о досрочном освобождении некоторых категорий заключенных, °сужденных за прогулы, бытовые и незначительные должностные преступления, с передачей лиц призывного возраста в Красную
267

No comments:

Post a Comment