Sunday, June 1, 2014

10 Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е годы

Полагаю, я буду морально прав, когда от себя и от имени жертв репрессий, оставшихся в живых, и тех, кто навсегда остался под покровом Колымской вечной мерзлоты, пошлю палачам на­рода нашу ненависть и презрение, где бы они сейчас не обитали. Нет вам срока давности! Такое нельзя забывать. Об этом должны знать и помнить и нынешнее, и грядущее поколения, чтобы нико­гда на нашей земле подобное не повторилось.
Пишу эти воспоминания под незабываемым впечатлением то­го, что видел и пережил сам в то далекое кошмарное лихолетье 1937—1938 г.
Однако было бы несправедливо всех сталинских поклонников отождествлять с вышеуказанной категорией служителей культа. Да, еще есть некоторая часть заблудившихся людей, имеющих ошибочное представление о роли Сталина. Многие из них наши успехи в строительстве социализма и победу в Отечественной вой­не связывают с его именем, что не соответствует действительности. Подобное представление является следствием долголетнего воспи­тания, формирования общественного сознания о гениальности и непогрешимости "вождя и учителя всех времен и народов". Над возведением его "на пьедестал величия" трудились легионы журна­листов, писателей и представителей всей идеологии — ежечасно, ежедневно, многие годы.
Все наши победы и достижения в прошлом есть исключитель­ная заслуга партии и героического нашего народа.
Прошло уж много лет, но не могу забыть того трагического времени, того кошмара, какой пришлось пережить самому и стать свидетелем печальных судеб многих тысяч безвинных жертв ста­линских репрессий.
Я. .офрцео Тихоокеанского военно-морского .фдота» был аре­стован в^щшвде 19J7 года по провокационному доносу одного карьериста. Фамилия его М.Малахов. Как-то в разговоре в его присутствии я выразил сомнения в виновности тогдашнего нашего высшего военного командования, в частности, таких выдающихся полководцев, как М.Н. Тухачевский, Н.Э. Якир, Н.И. Корк, И.П. Уборевич, В.К. Блюхер, И.С. Умшлша;, И.Ф. Федько, Е.П. Рыбен-ко и многих других. Еще в военном училище (школе), в период
301
проведения маневров Московского военного округа, пас, группу курсантов, в качестве связных прикомандировали к главному шта­бу командования, где в течение двух недель мне пришлось их всех видеть и выполнять их поручения. В дальнейшем некоторых из них я встречал лично, уже будучи на Дальнем Востоке. В моем созна­нии не укладывалась мысль, что эти командармы, герои граждан­ской войны, люди, преданные революции, Родине и ее защищав­шие, могли оказаться шпионами, изменниками и врагами народа.
За подобное сомнение я сам стал жертвой беззакония. Рано ут­ром 1 апреля я был задержан и до позднего вечера находился в здании НКВД по ул. 25 Октября г. Владивостока. Вечером этого дня мне предъявили ордер на арест, грубо сорвали военные знаки отличия и под конвоем препроводили во Владивостокскую тюрь­му. Месяц в одиночной камере... После допроса перевели в общую камеру, где размещалось около 40 чел. На прогулку не выпускали. В камере страшная* духота, грязь, тяжелый воздух от параши. Но­чью по очереди "отдыхали" на цементном полу. Были и нары, но их оккупировали уголовники. Днем не разрешалось лежать. Кор­мили так: 600 г хлеба и три кружки баланды. Постоянно хотелось есть.
Большинство в камере составляла интеллигенция — инженеры, учителя, военные, врачи, руководители предприятий и организа­ций, были и рабочие.
Там я познакомился со многими мне подобными. Познакомил­ся и в дальнейшем подружился с одним замечательным человеком — Преображенским Константином Алексеевичем, преподавателем ^ СЩШЖМ^^
верситетаг человеком высокой эрудиции, обаятельным и скром-*нымГ8 камере он читал лекции по истории, чем заслужил наше уважение. Позднее, уже на Колыме, мы с ним были в одной брига­де, и в одной упряжке таскали на себе сани с породой на отвал. Его смерть нас разлучила. Мои попытки найти его семью не увенча­лись успехом.
На следствие я вызывался дважды. Так, просто для проформы. Затем, по ул. Посьетской, состоялся суд военного трибунала при закрытых дверях в составе трех человек. Я пытался доказать неле­
302
пость обвинения. Все доводы оказались напрасными. Опустив гла­за, зачитали приговор: 5 лет лишения свободы, 3 года поражения в правах и лишение воинского звания. Весь этот "процесс" занял все­го 15-20 минут.
Могу отметить, что мне еще посчастливилось на допросах: я избежал побоев и издевательств вероятно потому, что допрашивал меня следователь, с которым я был знаком до своего ареста будучи на службе с ним в одной воинской части.
Однако пришлось быть свидетелем и очевидцем произвола и беззакония — изуверских пыток, издевательств и вымогательства признаний ложной вины многих допрашиваемых жертв, с которы­ми мне довелось сидеть в одной камере. Таков был их стиль рабо­ты.
Обычно "жертву" вызывали на допрос вечером, а после ноч­ной "обработки", утром, в полусознательном состоянии, избитого, в подтеках и синяках вталкивали обратно в камеру. И так методи­чески повторялось каждую ночь, а бывало и так, что такой человек больше в камеру и не возвращался. Вот так эти садисты выполняли волю "великого кормчего".
В августе 1937 г. решили Владивостокскую тюрьму очистить от нас. На очереди были новые жертвы, а размещать их уже было негде — не позволяли тюремные габариты.
И вот всех нас, 11 старожилов", примерно около 600—700 чел., построили в колонну, и этапом, под конвоем, в сопровождении со­бачьего лая направили в пересыльный пункт, он же и приемник, который размещался в районе несколько северо-восточнее нынеш­него Военно-морского училища. Пересыльный пункт огорожен в несколько ярусов колючей проволокой, вокруг вышки с часовыми, много бараков для мужчин и отдельно два женских. Ночевать в этих бараках было почти невозможно из-за клопов, поэтому, как правило, все ночи коротали во дворе. Август, погода стояла теп­лая, свежий воздух — благодать после душных и зловонных камер.
В этот приемник ежедневно прибывали сотни и тысячи "врагов народа" со всех концов нашей Родины. Прибывали из тюрем: ле­нинградские «кресты», из московской "бутырки", из Украины, Бе­лоруссии, Закавказья и многих областей и краев страны.
303
Все эти узники выглядели изможденными, исхудавшими, уста­лыми физически и морально, как и все мы. Среди этого континген­та много было военных, партийных и хозяйственных руководите­лей, ученых, инженеров, учителей, артистов, рабочих и т.д.
Помню, бывало, когда вечером из пересыльного пункта удаля­лось начальство, возникали импровизированные "концерты", где выступали поэты, прозаики, профессиональные артисты и др.
В этот период я вместе с К.А. Преображенским познакомился с профессором литературы, москвичом Б.Ю. Эйхепвальдом и с ра­ботником Коминтерна профессором Геребахом, а в дальнейшем в лагере вместе работали в забое — на себе в упряжке таскали поро­ду в отвал. Это были высокообразованные, высокой культуры за­мечательные люди. Несмотря на трудности и кошмарные условия бытия, мы дали себе зарок — выжить во что бы то ни стало и со­хранить человеческое достоинство.
Пару слов о жизни на приемном пункте. Все мы, объединенные общей судьбой с неизвестным будущим, не могли безразлично от­носиться к происходящим событиям, поэтому среди нас постоянно велись беседы, дискуссии, споры. Хотя газет мы пс имели, по все же были осведомлены через прибывающее пополнение и другие источники о массовых репрессиях в стране. Многие из товарищей высказывали мнения о культе Сталина. Да свидетельством тому были и мы сами.
Обычно ежедневно, на площадке, среди батраков стихийно возникал своеобразный обменный рынок. Деньги, если у кого слу­чайно и сохранились, не имели никакой ценности. Главным и единственным эквивалентом всех стоимостей являлась пайка в 600 г черного хлеба. За нее можно было приобрести костюм, паль­то, сапоги и др. Чем, конечно, пользовались стражи "порядка".
В октябре 1937 г. закончился наш летний "отдых" на свежем воздухе. Нужно было освобождать приемный пункт доя нового пополнения. Всех нас построили по колоннам, пересчитали не­сколько раз/Образовалась длинная человеческая лента, которая направилась для погрузки на пароход под названием "Дальстрой", находившийся   у    причала    Первой    Речки.    Сопровождали
304
"торжественно11 — под усиленным конвоем, с винтовками напере­вес и со сворой собак.
Колонна оборванных людей медленно двигалась к причалу. И вот кто-то сказал: "Товарищи, давайте споем!"
Широка моя страна родная, много в ней полей, лесов и рек, я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек...
Запели, сначала конвой не сообразил, но потом быстро нас за­ставили замолчать, пригрозив собаками и оружием. С прибытием на пароход всех нас погрузили в трюм, никого не оставили на па­лубе, трюм закрыли брезентом. И курсом на Магадан. В трюме сколочены двухъярусные нары, но места на них всем не хватило, поэтому многие размещались под нарами.
Словом, трехэтажная "гостиница". Не хватало воздуха от та­кого скопища людей при закрытом трюме. А в довершение всего накормили соленой рыбой, по воды не дали. Томила страшная жажда, многие теряли сознание. Это был настоящий ад. Но вот и бухта Ногаева. Магадан. Бараки.
Сутки на переобмундировку — нас всех одели по форме лагер­ников. И снова в путь на машинах, курсом на север, а мороз все сильнее и сильнее — 40-50 градусов. Ехали около недели, покрыли расстояние приблизительно 700 км. Конец трассы, дальше пешком 10 км. И вот конечный пункт — Тричтак Мольдяк. Это было 7 но­ября 1937 г., так встретили октябрьские праздники.
К нашему прибытию в долине тайги, где находился этот Трич­так, были уже приготовлены неутепленные палатки, внутри кото­рых обледенелые двухъярусные нары. Сутки на благоустройство. Набили соломой матрацы, палатки обили внутри фанерой. Утром построение, перекличка, создание бригад, получение инструмента — лом, кирка, лопата — и на работу в забой. Все время холодно и хочется есть.
В забое нужно было снимать двухметровый слой грунта, сна­чала взрывчаткой подрывали породу, а затем эти мерзлые глыбы
305
взваливали на деревянные сани, впрягались в лямки по 15-20 чело­век, как бурлаки, и волоком на себе тащили в отвал. И гак труди­лись по 12 и даже по 14 часов в сутки, без выходных. Механизации никакой, все на человеческих мускулах. Питание: 600 г хлеба, три литра баланды, немного каши и кипяток. Работа тяжелая, изнури­тельная. Не все были приспособлены к такому физическому труду.
Вспоминается профессор Б.Ю. Айхенвальд, который вначале не умел держать в руках лом или кирку, а еще, будучи близоруким, всегда терял очки и тогда становился совершенно беспомощным. Но зато по возвращении в палатку, после работы и скромного ужина, мы усаживались вокруг раскаленной железной печки, и он нам на память читал многие произведения Гоголя. И это был луч света во мраке. Газет и книг нам не давали.
Так как всегда хотелось есть, то для утоления голода многие из нас использовали соль. Но от такой диеты начали опухать руки и ноги. Тогда мы избрали новый вариант, а именно: после работы из своей группы выделяли по два человека и отправляли их порабо­тать на кухне, чтобы заработать дополнительный ужин. Для этого нам давали задание наколоть на речке лед, притащить на кухню и наполнить котлы. За этот труд нам давали ведро баланды и трех­литровую банку каши. Возвращались в палатку и устраивали ужин. Так по очереди каждый день мы подрабатывали. Кухней управляли уголовники, и не только кухней, но и складами с продо­вольствием, канцелярией и пр. Они нас обворовывали. Это не лю­ди, а звери, облаченные в человеческую шкуру. Эти отъявленные бандиты властвовали над нами. Достаточно сказать, что нашим бригадиром был убийца, осужденный на 10 лет. Нам никаких должностей не доверяли. Наш удел — это удел раба.
Лагерное начальство требовало выполнения норм выработки. Но кто был в состоянии выполнять непосильные нормы при этом каторжном труде и нечеловеческих условиях жизни?
И вот тогда в феврале 1938 года за "саботаж" и срыв плана весь лагерь посадили на голодный паек — 400 г хлеба, и больше ничего. Но работать в забое надо было.
Подобная жестокость, которая длилась в течение двух недель, повлекла повальную гибель людей. Особенно быстро гибли обес­
306
силемиые пожилые люди. Они падали на ходу и замерзали. В это время погиб наш Борис Юльевич Айхенвальд. Однажды он делал попытку замерзнуть, но мы его спасли, а вторично не уберегли. Я, К.А.Преображенский и профессор Гарсбах похоронили его в об­щей братской могиле в грунте вечной мерзлоты. Многие тысячи безвинных людей нашли свое успокоение в холодной земле Колы­мы.
Однажды зимой в поисках медпункта я случайно заглянул в длинный палаточный барак и содрогнулся от ужаса, так как барак был заполнен штабелями человеческих трупов. Людей не успевали хоронить. Это был настоящий геноцид.
Наш лагерь был расконвоирован, но дальность расстояния не создавала условий для побега. Но в некотором удалении от нашего лагеря был особый лагерь, обнесенный колючей проволокой и под охраной. Там господствовал особый режим, и именовался он КРТД — контрреволюционная троцкистская деятельность. Гово­рили, что кто туда попадал, то уже живым не возвращался.
В нашем лагере обычно ночью подъезжал "черный ворон" к палатке-бараку, откуда вызывали 2-3 человека. А через 3 дня на вечерней поверке объявляли, что такие-то за саботаж и вредитель­ство расстреляны. И так повторялось в неделю несколько раз.
В тех условиях достаточно было немного обморозиться, чтобы вас обвинили в членовредительстве с соответствующими неприят­ными последствиями. Подобный режим свирепствовал не только в нашем лагере, но и в других колымских лагерях.
В заключение еще раз хочу повторить, что это была великая человеческая трагедия безвинно осужденных и тысячи нашедших свои могилы в Колымской земле, и не только Колымской. Этот кошмар прошагал по всей нашей стране, а вдохновителем и орга­низатором был Сталин и его опричники.
Пройдут года, сменятся поколения, но эти кошмарные собы­тия, постигшие наш народ, не должны быть забыты, чтобы подоб­ное никогда больше не повторилось.
Приветствую предстоящее сооружение в Москве памятника жертвам сталинских репрессий.
307
На приговор военного трибунала я писал кассационную жало­бу. В мае 1938 г. был отозван в Магадан, а затем обратно во Вла­дивостокскую тюрьму. 10 октября 1938 г. мне объявили, что я ре­шением коллегии Верховного военного суда из-за отсутствия со­става преступления освобожден.
После освобождения нужно было жить и работать. Но на ра­боту меня нигде не принимали, боялись, народ был запутан. Так и бродил я больше безработным. Но нашелся добрый человек, взял на себя смелость и дал мне работу — это бывший директор влади­востокского горрыбкомбината Ф.Г. Кабыша. Всю жизнь ему бла­годарен. В дальнейшем восстановили в партии, заочно поступил в институт. С началом войны снова призван в ВМФ. Имею прави­тельственные награды.
Однако, несмотря на свою невиновность, вплоть до XX съезда партии я постоянно находился под наблюдением органов НКВД. Они не давали прописки и для выездов другое место даже по слу­жебным делам, связанным с моей постоянной работой, и т.д.
ГЛ. Ли г. Бишкек
ДЕПОРТАЦИЯ КОРЕЙЦЕВ В 1937 г. И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ КОЛХОЗА «КАНТОНСКАЯ КОММУНА» СПАССКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Из воспоминаний Н.С. Хрущева известно, как и кем было принято преступное решение о высылке корейцев из Дальневос­точного края. В беседе с председателем к/х «Политотдел» Хвап Ман Гымом Н.С. Хрущев предложил ему выехать на Родину, в Приморский край, и организовать там новую жизнь. Получив убе­дительный отказ, он рассказал, как было принято решение о де­портации. Как-то Сталин, Молотов, Берия и Хрущев обсуждали вопрос об угрозе нашим рубежам на Востоке со стороны Японии.
308
Сталин спросил у Берии, как он сможет отличить японцев от ко­рейцев, на что Берия, не долго думая, ответил: «Я выселю корей­цев из Дальневосточного края». Таким вот образом была решена проблема опасного, с точки зрения вождей, внешнего сходства двух народов перед лицом возможной агрессии Японии против СССР.
Буквально через несколько дней 21 августа 1937 года принима­ется постановление № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О выселении корейского населения из при­граничных районов Дальневосточного края» с преамбулой: «В це­лях пресечения проникновения японского шпионажа». Хотя, как правило, все корейцы с ненавистью относились к японским пора­ботителям.
Следует отметить, что корейцы оказались первым народом, депортированным в годы сталинских репрессий, а корейские ком­мунисты на территории Советского Союза были одними из первых почти поголовно ликвидированы репрессивным аппаратом.
Для обоснования и оправдания перед историей принятого ан­тинародного постановления о выселении корейцев были использо­ваны клеветнические обвинения по ложным доносам многих пред­ставителей корейской интеллигенции и даже неграмотных рабочих и крестьян в пособничестве японским империалистам. С надуман­ными ярлыками «японофил», «антисоветчик» или контрреволю­ционер с августа по декабрь 1937 г. НКВД были репрессированы сотни корейцев.
Мои воспоминания основаны на материалах бесед с очевидца­ми тех событий, проживавших в те суровые годы в местах ком­пактного проживания корейцев. Хотя следов их обитания, за ис­ключением еле заметных рисовых чеков, старых заброшенных во­дяных мельниц, деревянных построек времен 1937 г., почти не ос­талось.
Покидая насиженные города и села края - Спасск, Артем, Шкотово, Сучан, Уссурийск, Посьет и, конечно же, корейскую слободку «Синанчон» во Владивостоке - люди вынуждены были бросать нажитое годами имущество: дома, скот, сельхозинвентарь, обильный урожай. Бытует мнение о том, что корейцам были соз­
309
даны условия для вывоза в места переселения самого необходимо­го имущества, что им выплачивалась компенсация за оставленный на корню урожай. Да, на бумаге все было гладко. А на самом деле оборачивалось сплошным обманом. На новых местах высылки ме­стные власти предлагали с претензиями обращаться к властям ДВК. Разве ныне новая демократическая власть в России выполня­ет все свои обещания перед народом? А тогда тем более!
Вот как, к примеру, выселяли корейцев колхоза «Кантонская коммуна» из с. Бух-Прохори Спасского района Приморского края в сентябре 1937 г. Мне было тогда пять лет и кое-что врезалось в память на всю жизнь. Мы жили примерно в 4 км от привокзальной площади г. Спасска. Нам повезло: о начале погрузки в грузовые вагоны нам объявили за 10 дней вперед. Кое-что смогли продать. А многим приходилось собирать нехитрую домашнюю утварь в два-три дня. Но трагедия состояла не только в потере имущества. Распадались семьи: Многие люди до сих пор надеются на встречу со своими близкими!
Спешно подготовленные агитаторы ходили по домам, расска­зывая, в какие благодатные места нас переселяют. Даже больные туберкулезом вылечиваются в новом для нас благодатном краю. Действительность оказалась прямо противоположной тому, что было обещано: туберкулез, малярия и голод там буквально косили людей.
Нельзя без трепета в сердце описать условия ожидания погруз­ки в вагоны, момент отхода очередного эшелона от станции. Пе­ред самым отправлением солдаты закрывали двери вагонов, а де­сятки рук плачущих от горя людей не давали плотно их задвинуть. Крики, плачь и стоны доносились из вагонов на всем протяжении движения эшелонов с бесправными корейцами.
Для перевозки людей выделялись грузовые вагоны-двадцатитонники. В каждый вагой, в зависимости от численности переселенцев, размещались в среднем по 30 чел. Вещей могли взять не более 30 кг на человека. Тут же спали, ели, болели, умирали, хо­дили по нужде.
За несколько дней до начала погрузки в вагоны собирали из различных сел людей на привокзальную площадь Спасска. Всю
310
массу корейцев охраняли плотным кольцом солдаты с винтовками. Напуганные люди и не думали скрываться от выселения. Покор­ность - одна из национальных черт корейцев, а в то время - тем бо­лее.
Взрослые люди надеялись, что переселяют временно, что мы обязательно вернемся снова в родные края, а затем и на Родину - в Корею.
А в Корее, где хозяйничали японские поработители, с радо­стью встретили новость о высылке корейцев. Ведь без единого вы­стрела фактически был разгромлен потенциальный очаг анти­японского освободительного движения корейского народа.
Бывший фотокорреспондент газеты «Утро России» С. Ефимов, перечисляя до сих пор не забытые имена одноклассников-корейцев, рассказывал, что в селах, где проживали мои соплемен­ники, долгое время бродили голодные собаки, свиньи, куры, а лю­ди боялись заходить в опустевшие дома, которые со временем раз­рушались либо уничтожались огнем.
Эшелоны с беззащитными людьми двигались по Транссибир­ской магистрали медленно, простаивая иа путях иногда сутками. По рассказам старших, люди умирали в пути. В таких случаях тру­пы, закутанные в белый материал, оставляли на безымянных полу­станках, а поезда уходили дальше и дальше.
Первый эшелон из Приморья с корейцами вышел 6 сентября 1937 г. Как было сказано выше, Постановление о высылке корей­цев подписано 21 августа 1937 г., а уже 29 октября 1937 г., на два месяца ранее запланированного срока, преступное решение было выполнено.
Из доклада Ежова: «25 октября 1937 г. выселение корейцев из ДВК закончено. Всего выселено 124 эшелона в составе 36442 семей - 171781 человек. Осталось на ДВК, Камчатке, Ох отеке спецпосе-ленцев всего до 700 человек, которые будут вывезены сборным эшелоном 1 ноября с.г.»
В газете «Правда» от 20 декабря 1937 г. за досрочное образцо­вое и четкое выполнение ответственного задания по перевозкам Правительство ССР и ЦК ВКП(б) объявили благодарность Люш-кову Г.Г., его сотрудникам и «работникам Дальне-Восточной ж.д.»
311
Какие эпизоды лично мне запомнились еще в пути следования? По жизненному укладу основным продуктом питания у нас явля­ется «баби» (рисовая каша). В условиях постоянного движения, жизни на колесах, люди все же умудрялись приготавливать ее. На стоянках быстро расставляли нехитрые приспособления для чугуна или ведра и разжигали костры вдоль всего эшелона. Если сварить не успевали, доваривали уже на последующих станциях.
Дружба и взаимопомощь, проверенные ипытаниями переезда, остались навсегда.
В октябре 1937 г. наш эшелон прибыл па станцию Кзыл-Орда. Людей разместили в каком-то клубе. В нечеловеческих условиях скоротали зимние дни первого года переселения.
Весной 1938 г. из города Кзыл-Орда нас вывезли примерно за 70 км от города и 30 км от железнодорожной станции Терспь-Узяк на небольшое возвышенное место. Кругом - камышовые заросли, болота и солончаковые целинные земли. Как кроты, люди углуб­лялись на 1-1,5 метра в глубь земли. Из камыша, глины устраивали временные шалаши с теплым каном. Именно традиционный ко­рейский кан спас людей от массовой гибели. Рядом с нашим посел­ком быстро рос другой. Умирали мои соплеменники, не выдержав лишений, голода, холода и болезней.
Начиналась большая битва за жизнь. Строительные бригады день и ночь возводили глинобитные дома на две семьи, а было то­гда нас около 170 семей. Рождались рисовые поля, омываемые не только водой, но слезами и потом корейцев. К весне 1939 г. было засеяно уже более 300 гектаров земли, а осенью собрали урожай риса по 63 центнера, далеко опередив все другие хозяйства района. Так начинался трудовой подвиг переселенцев в безлюдном крае.
Полетели длинные рапорты от имени звена, бригады и колхоза на имя вождя народов Сталина - автора идеи депортации корей­цев.
К лету 1940 г. в нашем колхозе «Кантонская коммуна» появи­лись школа, клуб, больница, правление, животноводческие поме­щения, другие хозяйственные объекты. В районе хоздвора смонти­ровали большую ветряную мельницу для очистки и помола зерна
312
на муку. Четко вырисовавылись общественные здания, четыре прямоугольные улицы по два ряда домов с деревьями вдоль них.
В складских помещениях колхоза и кладовках колхозников к 1941 году появились некоторые излишки риса и кукурузы. Адский труд крестьян приносил свои первые плоды. Люди уже не умирали от голода, холода и болезней, как прежде. Однако дух преследова­ния и страха по-прежнему жили в наших душах. Поощрялись до­носы на соседей. В личных документах или справках, заменяющих паспорта, было записано: «С правом проживания в пределах рай­она или города». Лично я имел такую запись вплоть до 1952 года. И только при поступлении в Харьковский институт инженеров транспорта работники паспортного стола впервые выдали мне на­стоящий гражданский паспорт СССР.
В то время не было принято говорить «депортация», «реабилитация», «репрессия». Но рядовой работник паспортного стола Харькова еще в то время позволил мне остаться в городе и начать учебу в институте. Такой поступок не забывается никогда. Да мало ли добрых и порядочных людей встречалось на нашем пу­ти. Они дарили нам тепло сочувствия и поддержки.
И это помогало нам жить.
Летом 1941 года почти всех мужчин в возрасте до 45 лет моби­лизовали на трудовой фронт. В колхозе остались одни женщины, старики, дети и несколько мужчин из руководящего состава колхо­за. В 1942 г. произошел некоторый спад производства риса. Весь урожай зерновых, включая семенной фонд, засыпали в государст­венные закрома. Голод и холод снова настигли нас.
Отец работал на шахте Караганды и, чтобы заработать бухан­ку хлеба, ему приходилось трудиться по 16 часов в сутки. Из 27 че­ловек нашего колхоза домой из Караганды вернулись в 1946 году, лишь девять моих соотечественников.
Свирепствовал голод. Весь собранный урожай из года в год полностью сдавался государству. На заседаниях правления колхо­за, на зерновых токах и складах постоянно несли службу сотруд­ники служб государственной безопасности.
Голодающие люди радовались приходу весны, так как с теп­лом даже на наших полях появлялись одуванчики, репей, перекати-
313
поле (основной деликатес верблюда). Женщины умудрялись из этих трав приготавливать съедобные блюда без масла и мяса.
Когда голодают люди, как правило, гибнут и домашние жи­вотные. До сих пор не могу забыть страшную картину разделки голодными людьми дохлой колхозной лошади. За считанные ми­нуты от лошади остались лишь скелет да копыта. При массовом падеже скот зарывали в землю тайком от людских глаз. Однако случалось, вместо скота выкапывали трупы людей, захороненных обессиленными родственниками вблизи колхозного поселка.
К сожалению, нет точных статистических данных о количестве насильственно переселенных корейцев из районов Дальнего Вос­тока, тем более умерших от голода, болезней и бесчинств кара­тельных органов. Только в нашей семье умерли четверо братьев из шести.
Весной 1951 года на наш колхоз обрушилось новое несчастье. На этот раз за считанные часы воды Сыр-Дарьи затопили цен­тральную усадьбу. Не выдержали глинобитные дома. Снова люди остались без крыши над головами. Перебрались на новое место, как и в 1937 году. К 1960 году колхоз «Кантонская коммуна» окончательно разорился и закончил свое существование. Жители несчастного хозяйства переехали в города Кзыл-Орду, Алма-Ату, в Узбекистан, в районы Приморского края, а многие мои земляки обосновались в Кыргызстане. Так закончилась история наших не­счастий.
Как известно, во Владивостоке планируется воздвигнуть обе­лиск «Память корейцам Приморья». Ом будет иметь большое по­литическое значение, к этому месту потянутся сотни и тысячи со­отечественников, совершая свадебные и туристические путешест­вия.
Во всем цивилизованном мире на границах мирно живут, тор­гуют, женятся и беспрепятственно ходят друг к другу люди разных национальностей, перенимая условия труда и жизни на основе доброй конкуренции.
Долгие годы эти человеческие природные принципы жизни в нашем Азиатско-Тихоокеанском регионе на соблюдались, что ска-
зы
залось па развитии экономики и условиях жизни людей сопредель­ных стран.
Характерный пример вреда изоляции показывает ныне южный сосед Приморского края. На словах поддерживая замечательные идеи социализма, руководители этой страны держат свой народ в изоляции от всего остального мира.
Хочется верить, что в новой демократической России корейцы будут чувствовать себя действительно свободными и жить в друж­бе с другими населяющими ее народами.
Ответственно заявляем, что российские корейцы и в мыслях не держат идею автономии. Единственное наше желание с полной от­дачей и пользой для всех жителей Приморья использовать природ­ные богатства края и его возможности.
Корейцев, с рождения воспитанных по буддийской философии как независимых и добывающих блага исключительно своим тру­дом, страхом и карательными методами пытались превратить в безропотные существа, уничтожая всякие признаки инициативы. Однако корейцы не потеряли национальный дух, плодотворно до­биваясь успехов в учебе и труде, где бы они ни жили.
Мы горячо верим, что совместными усилиями всех прожи­вающих на этой благодатной земле людей Приморский край в Фе­дерации России может стать одним их самых богатых и стабиль­ных производителей промышленной и сельскохозяйственной про­дукции.
Источники
1. Постановление № 1428-326сс от 21 августа 1937 г. Совета Народных Ко­миссаров Союза ССР ЦК ВКП(б) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края».
2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабили­тации российских корейцев» № 4721-1. 1993. 1 апреля.
3. Газета «Правда» 1937 г., 20 декабря.
4. Государственный архив Приморского края: Ф. П-1. On. 1. Д. 682.
5. Там же. Ф. П-85. On. 1. Д. 195.
6. Международный корейский журнал «Коре сарам». Вып. 6-7. г. Санкт-Петербург, 1993.
315
7. Заявление на имя Молотова В.М. от колхоза «Кантонская коммуна» Тс-рен-Узякского района Кзыл-Ординской области Казахской ССР Ким Ген Сека от 16/VIII-1938 г. ЦГА Казахстана. Ф. 1987. On. 1. Д. 8. Л. 79. Л. 81.
8. Газета «Владивосток». 1996. 26 июля.
9. Газета «Слово Кыргыстана». 1997. 9 июля.
СОДЕРЖАНИЕ
Курилов В.И. Предисловие 3
Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский. Репрессии против Русской Православной Церкви как показатель бездуховности общест­ва 9
^ЕШЩВШ   Э'Д»   Политические  репрессии   на  Дальнем   Востоке (проблемы историографии) 14
ЕланцеваО.П. К вопросу о политических репрессиях в СССР 28
Деревиико А.П. Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 30-е годы 33
Коваленко Н.И. Карательный аппарат Приамурского государства и его репрессивная деятельность (май 1921 г. — октябрь 1922 г.) 60
Буяков A.M. Репрессии среди сотрудников органов НКВД Приморья
ТШггорби шЯювине 30-х гг. XX в. 65
Макаренко В.Г. Применение незаконных методов ведения следствия органами НКВД в Приморской области в 30-е годы. 83
Coiiiiu В.В. Политический портрет профессора .НЛу&Трялова, ре­прессированного в СССР (1937 г.) ' ~ 94 Белоусов А.А. Забытый, но не безвестный (О жизни, научной деятель-пост и репрессии геолога, профессора ГДУ М.А. Павлова) 98 Васильева Е.Н. Репрессированные ученые Дальнего Востока                  108 Проскурина Jl.ll. Репрессии в дальневосточной деревне в конце 20-х — первой половине 30-х гг.                                                              116 Чернолуцкая Е.Н. Судебные репрессии на Дальнем Востоке в период хлебозаготовительной кампании 1929—1930 гг.                                   129 Караман В.Н. Раскулачивание приморской деревни как один из видов политических репрессий (По материалам одного архивного дела)           138 Шабелынисова М.А. Политические репрессии в армии.                          145 Мандрик А.Т. Политические репрессии в рыбной промышленности Дальнего Востока в 1929—1931, 1937—1938 гг.                                    153 Свндсрский В.Г, Репрессии в рыбной промышленности Дальнего Вос­тока в 1937—1938 гг.                                                                       165 Печерица В.Ф. Русские эмигранты из Китая и сталинские репрессии в СССР (1920—40-е гг.)                                                                      172 Кобко В.В. Следственные материалы как источник по истории старо­обрядчества Приморья (конец 20-х — конец 30-х гг. XX в.)                    188 Черномаз В.А. Читинский процесс (1924 г.) и разгром украинского национального движения на Дальнем Востоке                                    197 Марчишина Т.В. Оборванные струны лиры. Из истории музыкально­го образования в Приморье                                                            211
317
Березницкий СВ. Отражение политических репрессий 30-х гг. в рас­сказах и воспоминаниях коренных народов Нижнего Амура 220 йШЮ1 EnA-J5nPpihlM в Приморье, Средней Азии и Казахстане: на­сильственное выселение и общественное мнение                                   230 Танц|ре11Ко Е.И. Депортация корейского населения Приморья в до­кументахгосударственного архива Приморского края (1937—1940 гг.)    237 Т-АИПП™1 А■ 'к^пппргыу о депортации корейского населения                  245 Деревянко А.П. ГУЛАГ НКВД и его роль в производственно-хозяйственной деятельности СССР (начало 30-х — середина 50-х гг.)       256 Медведева Л.М. Использование заключенных в транспортном строи­тельстве на Дальнем Востоке (30-е — середина 50-х гг.)                         279 Котельников АЛО. Краткий анализ документов архива Хабаровского края о политических репрессиях 30—40-х годов на Дальнем Востоке        285 Абрамова Н.В. Принудительный труд и проблемы формирования трудовых ресурсов в Дальневосточном регионе России (по материа­лам зарубежных публикаций 1965—1985 гг.)                                       293 Терехович А.В. Мои воспоминания. О политических репрессиях 30-х годов                      •                                                                    299 Ли Г.Н. Депортация корейцев в 1937 г. и ее последствия на примере колхоза «Кантонская коммуна» Спасского района Приморского края      308
318
Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920-1950-е гг.
Материалы первой Дальневосточной научно-практической конференции
Редактор Е.Н. Обоймина Корректор Л.З.Анипко Технический редактор И.В. Гончарова
ИБ № 1502
ЛР020277 от 18.02.97. Подписано в печать 10.11.97. Формат 60x84716. Бум. тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. i8,6 . Уч.-изд. л. 15,62. Тираж 300 экз. Заказ
Издательство Дальневосточного университета 690600, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Издательско-полиграфический комплекс ДВГУ 690600, г. Владивосток, ул. Алеутская, 56

No comments:

Post a Comment